Трек на Мачапучаре и визит в Агру. Аскар Курманбаев

Врата в храм

#плохойкоуч — поржать и задуматься. Крутой проект по саморазвитию, который поднимает настроение и заряжает мотивацией.
Жми!

После первого посещения Непала в 2012 г. мне вновь захотелось попасть в эту замечательную страну, я хотел пройти Джомсом трек и договорился с моим неутомимым попутчиком Санжем о поездке. О Непале многое говорит его государственный девиз:«Мать и родина дороже небесного царства». Вот замечательные строки из статьи Непал — страна, которую забыть невозможно. «Аббревиатуру Непала Never Ending Peace And Love (в переводе NEPAL — “вечный мир и любовь”) часто можно встретить на стенах домов. Эти слова лучше всего характеризует эту нацию добродушных и искренних людей, мир величественных гималайских пейзажей. Многие возвратившиеся домой туристы теряют интерес к обычным, повседневным занятиям и мечтают снова возвратиться в Непал, чтобы окунуться в сказочную атмосферу, опять услышать шум колокольчиков на шеях яков, мелодии бансури в деревнях, и, конечно же, увидеть красивую панораму заснеженных гималайских вершин. Поэтому многие возвратившиеся с этой страны туристы сразу же начинают задумываться по поводу своего возвращения обратно». Это действительно так, меня тянет в эту страну снова, очень хочется вновь побродить по горам и долам Непала.

27 апреля 2013 года утром мы вылетели из порта Алматы и в тот же день долетели до Дели и дальше в Катманду. В Дели произошла небольшая заминка. Санж багаж отправил только до Дели и ему пришлось пройти таможенный контроль, чтобы выйти и снова зайти в международный отдел аэропорта. Он едва успел. А я маялся, когда же он появится, и боялся, что дальше придется лететь самостоятельно, но все обошлось. В аэропорте Катманду на столбах висело объявление об исчезновении итальянского туриста с его фотографией. Это немного удивило. Народ здесь дружелюбный, страна получает хороший доход от туризма и даже во время войн туристов не трогали, но брали деньги за проход по контролируемой территории. Обычно это были маоисты и цена составляла 20 баксов. Они еще и квитанции выдавали, чтобы другие повторно не брали деньги.

Мы быстро оформили визы, взяли такси и поехали в Тамель. Тамель – это район Катманду для туристов. Здесь сосредоточены гостинички для невзыскательных туристов, кафешки и магазинчики всего на свете. Ехали уже привычной мне дорогой Аэропорт — Тамель, по пути встали на светофоре у небольшого уличного базарчика. Там смешная старушка что-то кричала, кривляясь. Но увидев мой изумленный взгляд, начала дико хохотать, видимо от смущения или, скорее всего, от моего вида. До сих пор эта маленькая старушонка с взлохмаченными и пыльными волосами стоит перед моими глазами. Таксист ни слова не понимал по-английски и сколько мы не тыкали его в гугл карту в смартфоне, он так и не понял, как нам добраться до места. Кое-как все же доехали. Гостиница была маленькая, но нам нужно было всего лишь переночевать и двигаться далее в г. Покхару. Называлась гостиничка Festoon, что значит гирлянда. Номер Санж заранее забронировал по интернету. Там в фойе мы встретили земляка, который жил в Москве, но родом был из Актюбинска. Он без акклиматизации очень быстро прошел Эверест трек. Что значит молодость! Также там колготились шумные китайские девочки, одна из них хотела стащить мой фотоаппарат, как бы нечаянно накрыв его своей курточкой. Но я был бдителен и не дал этому произойти.

Если меня в Непале интересовали исторические достопримечательности, то Санж был занят только птицами и дегустацией национальных блюд. Но мы оба, конечно же, были в восторге от горных пейзажей. Благодаря Санжу я впервые увидел попугая на воле. Когда мы завтракали на крыше гостиницы ранним утром, он указал мне на своеобразно летающих птиц, они как бы падали в полете после парения, это были попугаи Крамера. Я долго разглядывал их в бинокль Санжа, потом он объяснил мне, что первая встреча с экзотикой называется лайфер. Это был мой первый лайфер в этой поездке. Вечером в лавках Тамеля мы купили себе шляпы и потом красовались в них всю нашу поездку. Также наслаждались свежевыжатым соком манго с мякотью. О манго! Сок из плодов выдавливали в лавчонках допотопной механической давилкой. Вечером мы посетили Дурбар и Боднахт, было очень интересно, особенно в Лалипуре. Там к нам привязался местный гид из народности невари, чуть не написал нави, который водил нас по достопримечательностям и с гордостью рассказывал, что все они созданы или построены неварцами, также он приводил нас в разные лавочки, в надежде получить типсы с продаж от хозяев, но нам приходилось экономить. Мне понравилась мастерская танка. Это картинки с буддисткими мотивами и символами, написанными яркими минеральными красками. Молодые художницы прямо в мастерской рисовали свои картины. Надо купить что-нибудь в следующий раз. Очень понравился Золотой храм Golden Temple. Он очень и очень красив.

Храм Golden Temple

Внутренний дворик храма.

За решеткой находится статуя Будды.

Дерево Бодхи

Потом по пути гид показал нам священное дерево Бодхи (семейство фикусовых).

В конце Дурбара высится пагода, рядом был небольшой храм, где женщины совершали какой-то обряд. Горели небольшие костры, видимо что-то очищали.

Храм - пагода

Храм — пагода

Женский обряд перед храмом.

лингам как наиболее лаконичный символ бога Шивы.

Здесь же на площадке гид показал нам лингам как наиболее лаконичный символ бога Шивы.

Дурбар

Резьба по дереву над входными воротами

Пагода и храм, вырезанный из цельного куска скалы, так, по крайней мере, утверждал наш гид невариец.

Площадь Дурбар

Вероятно королевские покои. Обратите внимание на танцующего Шиву на крыше.

Внутренний двор дворца

Древний водовод от родника

Одна из тысяч ступ Катманду

После посещения Лалипура мы на такси направились в ботанический сад в надежде увидеть экзотических птиц. Таксист назначил одну цену, но потом пока ехал, передумал и повысил ее. Санжа это безмерно злило, он с ним долго спорил, взывал к мужской чести относительно слова, но безрезультатно.

Национальный ботсад Непала.

Ничего примечательного в ботсаду увидеть не удалось. Птички спали. В саду отдыхала молодежь, они танцевали под национальные песни. Водили хороводы, при этом стеснительно поглядывая на нас иностранцев.

На выходе мы увидели буддийский монастырь. Рядом был пруд. В нем было полно рыбок, и мы смогли увидеть несколько птах, которые были интересны Санжу. Рекламные щиты на кафешках и магазинах призывали купить рашн водка минского разлива.

Реклама минской водки

Группа ступ на выходе из ботсада.

Кстати, Санжа здесь в Непале я называл Санджи, что на хинди значило Учитель Сан, это, по-моему, забавляло местных жителей, когда они это слышали.

Вечером того же дня мы посидели в простенькой кафешке во дворике небольшой гостиницы, попили пивка. В этой кафешке я бывал раньше с девчонками по Кайласу. Санж сделал удачное фото моей персоны с кружкой пива, я его использую в соцсетях.

Аскар Курманбаев

Это я за кружкой пива.

Потом мы купили билет в Покхару на самолет в турфирме по наводке портье гостиницы и утром вылетели. В аэропорте я видел Ваню, с которым я познакомился в предыдущий приезд в Непал. Билеты в Покхару в оба конца стоили 65 баксов. 29-го апреля утром мы вылетели в Покхару, полет длился 25 минут, Гималаи были по правому борту. С нами летели пожилые японцы, когда они увидели горы в иллюминаторы, то восхищенно загудели и защелкали фотоаппаратами. Они могли видеть примерно это. Горы Аннапурны священны для непальцев.

Массив Аннапурн

В аэропорте Покхары нас встретил гид, которого Санж нашел по интернету, но так как он был занят другими туристами, то предложил нам другого гида по имени Прем. В конторе по выдаче разрешений на вход в заповедники мы договорились о маршруте, заплатили за пермит 385$. За эти деньги мы оплатили таксиста, гида и портера, еду и ночлежки по маршруту. По соображениям видимо здоровья Санж попросил легкий маршрут и нам предложили трек Марди Ма. Потом мы заселились в гостиницуBlue Heaven. В принципе неплохая гостиничка с ванной, туалетом и хорошим балконом для обзора. Мы немного погуляли по курортному городку, вдоль улиц было полно сувенирных лавчонок.

Улочка Покхары. Вид с балкона гостиницы

Лавка танка

Затем забрались на холм. Гид начал отрабатывать свои деньги. Покхара городок очень известный в кругах хиппи. Он стоит на берегу озера Фева. На другом берегу на холме возвышалась ступа мира, построенная японцами.

Озеро Фева

Холмы покрыты лесами. Сверху открывался чудесный вид на городок, озеро и близлежащие холмы. С одного из холмов повыше прыгали парашютисты на парапланах. Забавно выглядело объявление на стене кафешки на русском языке – «русским пилотам скидка».

В городке было много огромных деревьев баньянов и пипалов, обнесенных каменными постаментами. Это место сбора мужчин для сплетен и обсуждения насущных проблем. Еще здесь просто отдыхают, читают газеты. Обязательный атрибут такого места – алтарь, посвященный какому-нибудь богу.

Священное дерево и обыватели Покхары.

В Покхаре стоит воинская часть. Иногда можно было видеть солдат, марширующих по улицам городка. За высоким забором на территории военгородка было много крупных бамбуковых деревьев. На удивление на гладких стволах бамбука было множество гнезд египетских цапель.

Утром 30.04.13 в 9.00 за нами приехало такси с гидом и портером Калисой. Гид снабдил нас напрокат спальниками и палками для трека, которые он взял у своей родственницы в лавке. Таксист оказался «писателем». Он впервые издал для непальцев правила дорожного движения. За час по горной дороге на Кушма доехали до деревушки Канде, оттуда пешком вышли на трек Марди ма, шли все время в гору по лесу пока не добрались до кэмпинга под названием Потана. Это было последнее на нашем пути цивилизованное место с туалетом и душем. Там очень хорошо спалось. Были неплохие кафешки и главное отсюда начинались субтропические леса и заросли рододендрона, но его цветы уже опали, хотя на вершинах холмов под 3 тысячи м они только-только зацветали. Также отсюда открывались красивейшие виды на вершины Гималаев.

1.05.13 проснулись в пять утра, чтобы увидеть восход солнца. Местные и туристы вышли на полянку на опушке леса. Открывался божественный вид на горы, которые освещались лучами еще невидимого солнца. Непальцы, сложив руки в приветствии намасте, благоговейно молились. Божественная красота! Перед нами возвышалась южная Аннапурна (7219 м) и Дхаулагири. Ничего красивее до этого и после я еще не видел. Снимки восхода передают лишь общий план, не хватает глубины и множества оттенков, которые фотоаппарат не может зафиксировать, а также чувств, которые тебя охватывают и благоговейнейшей тишины.

Восход в лагере Потана

Восход в лагере ПотанаВосход в лагере Потана Восход в лагере Потана

После завтрака мы собрались и наш тур начался. Мы вышли на тропу в Forest Camp. Большинство троп в горах Непала выложены плоскими камнями, по ним очень удобно идти, ноги не скользят по грязи и листьям.

Тропы Непала

Шли с 7.30 до 13.30. По тропе попадались каменные кладки, на которых можно было отдохнуть. Из-за высокой влажности в листве на тропе водились во множестве пиявки, одна забралась на мой ботинок, Калиса указал мне на неё. Я сбросил её палкой. Потом постоянно осматривал ноги, и периодически приходилось сбрасывать пиявок с обуви. Портер назвал их «личи» от английского leech. От этих пиявок страдали яки, они забирались на их ноги, и, насытившись крови, отваливались. Во время пастьбы яков в кемпингах, приходилось обходить сытых пиявок на земле. По пути нам повстречался небольшой кемпинг из каменных домиков, там были одни старушки, которые продали нам сок. Я по привычке пошел вперед, но на развилке я ушел по другой тропе, которая вела вниз в долину. Шел минут двадцать или более, группа все никак меня не нагоняла. Потом я услышал крик портера, он знаками объяснил, что я пошел не туда. Желая быстрее вернуться на тропу, я побежал, упал и сильно ударился бедром о каменные ступени дорожки. Было очень больно. Потом сильно болела нога, я хромал пару дней, пока все не прошло. Фотографии слегка передают ощущение девственности этих нетронутых лесов. Здесь явно обиталище кикимор и леших, только в непальском варианте. По пути был еще один лайфер – это орхидеи, росшие прямо из дерева.

Сказочный лес

Орхидеи в своей природной нише

Вторым по счету лайфером был классический индус с дудочкой из высушенной тыквы и коброй в плетеной корзине, которого я снимал в Покхаре на берегу озера.

Индус в Покхаре с коброй

В Forest Camp мы встретили молодого парня вьетнамца с гидом и большую группу американцев, у них были походные туалеты, кухня и около десятка палаток. В группе были пожилые семейные пары. Одна из них на ночь разместилась через стенку в каменном сарае. Слышимость была 100%. Портер Калиса громко болтал со своей девушкой по сотовому и мешал нам всем спать. Потом его заткнул не выдержавший хамства американец и поддержал Санж. Хозяином лагеря был очень молодой гурхка. Он показал по моей просьбе как завязать наплечный мешок из полотна ткани. Оказалось очень удобно и просто, образовывался этакий проторюкзачок. На одном из снимков его видно. У хозяина были буйволы и множество коз. Буйволы лежали в специальном пруду и отмокали. Хозяин лечил их от диареи какой-то местной травой, которую он впихивал насильно им в рот. На фазенде не было электричества, но была солнечная батарея, ею освещалась вечером кухня и питался транзисторный приемник. В тот вечер мы попробовали буйволиное молоко, оно называется муй. Ели долбат. Потом только им и питались всю дорогу.

Так выглядит долбат – национальная еда непальцев.

Второго мая добирались через леса до LowCamp, было много поваленных деревьев, места совершенно дикие, но очень красочные.

Аскар Курманбаев

Это я на маршруте и в своей шляпе.

На заднем плане портер Калиса.

Всюду на маршруте виднелись метки на деревьях, синяя и белая полосы краской, т.к. без них здесь не трудно заблудиться. Периодически выглядывала Мачапучаре. Я ее всю дорогу фотографировал. Необычная гора, то же предмет поклонения непальцев. На нее не ступала нога альпиниста. По пути местами шли по гряде на высоте 2000 м. Гряда была узкая, слева и справа были обрывы. Ощущения те еще. Но зато мы увидели цветущие рододендроны и сказочные леса из них. С нижнего лагеря открывается прекрасный вид на равнину внизу и на гору Мачапучаре.

Гора Маччапучаре

В лагере было полно яков. Они паслись рядом и колокольчики на их шеях постоянно звенели по ходу их неторопливой трапезы. Мы попили чай, затем поели долбат. С верхнего лагеря спустилась девушка француженка с гидом, она попила чай, недолго отдохнула и двинулась вниз. Ночью на Санжа упала крыса, она пробежала по спальнику, мы зажгли свечи и включили фонарики, но ничего не увидели. Было малоприятно. Но усталые, мы быстро заснули. Была ли это точно крыса, неизвестно. Могло быть еще что-то. Хорошо, что не нечто страшное. Здесь растет ядовитая трава, не кладите ее в рот. Как она называется не знаю, но вид у нее инопланетный.

ядовитая трава

Утром возле лесопилки на заборе мы увидели тибетских снегирей, сразу повеяло чем-то очень родным. Раньше я их видел в Усть-Каменогорске, и то в детстве. Правда, эти снегири были коричневыми, а не розовыми. В лагерь пришли портеры в резиновых китайских тапочках, они попили чай и двинули дальше, за плечами у них были газовые баллоны. Они тащили их для нас на кухню верхнего лагеря. Потом мы с одним из портеров встретились позже в деревушке на обратном пути. Он был из касты неприкасаемых, сильный, но очень скромный малый. Он жил у крестьянина, во дворе которого мы остановились на ночлег. Когда я с ним поздоровался, он сильно засмущался и быстро ретировался.

Третьего мая двинулись в верхний лагерь. На высоте 3 тысячи метров рододендроны только начинали зацветать. Их цветы сборные из колокольчиков всевозможных оттенков, они очень приятно пахнут и еще съедобны. В середине пути открывался изумительный вид на Мачапучаре, слева постоянно виднелась Южная Аннапурна, было очень красиво.

Цветущий рододендрон.

На тропе заснял непальца с пасущимся яком на крутом склоне. Снимок получился классный. Это у него как раз белеет за плечами тот проторюкзачок.

Непалец с яком на склоне

Белый мешок на спине это непальский рюкзачок из куска ткани. Полотно завязывается крест на крест и надевается на плечи.

Через несколько часов пути по горной гряде мы добрались до лагеря. Там уже было несколько туристов с гидами, одного из Австралии я запомнил. Он был высокий и курил травку на кухне во время трапезы. Было достаточно много народу с портерами и гидами. Для Санжа это был рай вочбердеров. Он показал мне пичужек, которые не летали, а прыгали как тушканчики. Очень забавные и быстрые. Они жили в густых зарослях по крутым склонам.

Утром 4 мая мы рано проснулись, чтобы посмотреть восход солнца на Мачапучаре. Восход был восхитительный, сделали кучу фоток.

Гора Маччапучаре рано утром

Здесь летало множество стрижей. Санж с гидом пошли искать непальского фазана – символ Непала. Я походил с ними немного и вернулся, мне было не очень интересно бродить по крутым склонам по ячьим тропам. Но они вернулись крайне довольные. Увидеть такую редкость, это было здорово. К обеду начали спуск, небо стало затягивать тучами, мы быстро спустились в нижний лагерь. После небольшого отдыха я и портер пошли вперед и по очень крутой тропе спустились до деревни Сидлинг, где мы переночевали и отдохнули. Спуск занял 5 часов. Очень утомительный спуск, т.к. из-за крутизны склона приходилось постоянно далеко опускать ноги, держа весь вес на одной ноге, к тому же стояла душная предгрозовая жара. К вечеру очень болели колени, бедра и ступни. Деревушка располагалась на высоте 1912 м. Спали как всегда в каменном сарае. Но вечер удался. Нам удалось чем-то расположить хозяина, возможно капустным салатом, который сделал Санж. Но им салат не понравился. Хозяин достал мясо и самогон ракси из проса и вечер мы провели весело под музыку смартфонов. Ночью начался дождь с грозой, пошел град. Хозяин рассказал о дочери, которую надо было учить в городе. Деревушка располагалась в начале долины, и вокруг были горы. Дети шли в школу часа два, по крутым тропам и висячим мостам через реки. Хотя, по прямой, школа была совсем рядом и ее было видно и слышно. На той стороне долины тем вечером звучала музыка, молодежь танцевала. Быт в Сидлинге первобытный, печи не было, еда готовилась в ямке из глины на дровах прямо в комнате. На террасах росли пшеница и овощи. Хозяин пахал землю сохой с помощью буйвола.Хозяин пахал землю сохой с помощью буйвола

Электричества не было. Был, кажется, аккумулятор и керосиновые лампы. Это самодостаточные и вполне счастливые люди, несмотря на отсутствие достижений цивилизации.

Пятого мая мы начали спуск в долину. Проходили мимо непальской деревушки, поражала чистота и опрятность домиков. В каждом дворике была каменная площадка, ниже были огороды. Все тропы выложены плоскими каменными плитками. Было много ручьев с чистой водой.

Шли пешком, по пути встретили водяную мельницу. Это была для нас экзотика.

Водяная мельница

Также видели кучу грифов, они пожирали тушу буйвола. В деревушке в долине сели в джип. Ехали 1 час в тесноте и с козой, потом шли по горной тропе пешком до местечка Астам. Там мы остановились в гостиничке Mystique Higland Resort на высоте 1540 м. Номера здесь располагались по кругу. Здание было круглой формы.

Рядом в номере жила странноватая соседка училка из Бельгии, она очень боялась пауков. В гостинице мы с Санжем наконец искупались в душе и попили пивка. С крыши гостиницы открывался прекрасный вид на Гималаи и далекую отсюда Мачапучаре.

Вокруг гостиницы была пашня, где трудились женщины. В кустах было полно интересных пташек. Вечером был великолепный закат. Мы сделали кучу фотографий заката. Утром мы посетили гостиницу, построенную для японцев за 200 баксов за номер. Побродили немного по деревушке, здесь очень занятно. Во-первых, деревушка находится на вершине гряды холмов. Здесь есть школа. Во вторых, на этой высоте имеется родник, откуда все берут питьевую воду. Попалась бамбуковая рощица. Затем мы спустились с холма по очень крутой тропинке, выложенной каменными плитами. Нас обогнал по пути старичок, и пока мы спускались с 1,5 тысяч, он успел побывать внизу в деревеньке и подняться нам на встречу.

В долине мы дождались нашего водителя и вернулись в Покхару. После обустройства в гостинице и постирушек, мы пригласили гида и портера в кафешку, поблагодарили за работу, дали им типсы и тепло распрощались.

Завершение трека в кафешке на берегу озера Фева

7 мая вылетели в Катманду, оказалось, что на местных линиях надо доплачивать небольшую сумму за перелет. В Катманду мы вернулись в нашу гостиницу, и пошли гулять, посетили буддийский монастырь Копан, где посмотрели известную ступу Далай-ламы, оттуда спустились к Боднахту.

Ступа в Копане

Вечер завершили в Барбер Махал Ревизитет, где нас встречала подруга Санжа. Мы поболтали о том, о сем и разъехались.

Центр Барбер Махал Ревизитет

8 мая сходили на Сваямбуднахт, видели огромные статуи Будд.

Статуи Будд

Потом выехали в аэропорт, сели в самолет и без заморочек долетели до Дели. На фото ниже зал паспортного контроля с мудрами на стене.аэропорт

Нашей следующей целью было посещение одного из чудес света Тадж Махал в Агре. Об этой поездке мы договорились заранее ещё в Алматы. С аэропорта на метро доехали до ж/д вокзала. Дели поразил обилием людей. Это очень похоже на наши барахолки, приходилось протискиваться через толпу снующих туда сюда разного люда. На вокзале отстояли громадную очередь за билетами. Как оказалось, касса была для местных, а для туристов она была на втором этаже. На вокзале женщины и мужчины сидели прямо на полу с детьми, многие тут же укладывались спать. По стенам бегали гекконы. Санж купил билеты и ночью мы выехали экспрессом до Агры в плацкартном вагоне на боковых местах. Ехали 3 часа. По пути проезжали станции, где люди, собаки и коровы вперемежку спали на перронах и привокзальных площадях. Индийский поезд – это сказка! Он был битком набит молодыми парнями, кажется, в большинстве своем безбилетными. Стекол на окнах не было, на окнах были решетки. Под потолком крутились вентиляторы, но толку от них никакого не было. В тамбурах было по два туалета. Периодически сквозь людей просачивались разносчики чая и сладостей. Приехали в Агру часа в три ночи. Не зная город, сели в первую же моторикшу и попросили подвезти до гостиницы. Это была индийская гостиница за 3 бакса за ночь. Заполнили подробные анкеты и пошли в двухместный номер. У индусов явно шпиономания. Ничего хуже этого номера я в жизни не видел. Была одна широкая кровать. Видели бы вы эти желтые от пота простыни! Воды теплой не было. Помылись кое-как из ведра, попили чаю и выпали в осадок. Утром из номеров неожиданно вышли множество индусов с женами и детьми. В 6 утра на такси доехали до Тадж Махала. По пути на небольшом пустыре прямо у дороги по разные стороны справляли нужду мужчины и женщины. Это был культурный шок для меня. Позже я узнал, что в Индии проводится целая госпрограмма по приучению людей посещать туалеты. Подъехали к мавзолею к восточным воротам. Комплекс тщательно охраняется, мы прошли через металлоискатели, женщина полицейский проверила содержимое фотосумки, после чего мы вошли в ворота, ведущие в парковый комплекс. И вот он, его величество Тадж, гимн великой любви! Была ли красивой Мумтаз? Не известно, вероятно, все же да. Поражает история о том, как английский губернатор в колониальную эпоху хотел содрать мраморные плитки с мавзолея и продать их в Англии. Только отсутствие спроса помешало не состояться этому чудовищному акту вандализма.

Тадж Махал

Тадж Махал Тадж Махал

Рассказывать насколько красив комплекс бесполезно. После осмотра мавзолея мы посетили парк птиц. Там было множество разных птиц и деревьев. Потом купили сувениры из мрамора на специальном базарчике и поехали в Красный форт. Из него открывается прекрасный вид на Тадж Махал. Но сильнейшая жара не дала нам насладиться красотами форта. Мы быстро ретировались. Интересная деталь, на которую мы не обратили сначала внимания. Билет, купленный в Тадже, предполагал посещение трех достопримечательностей в Агре, в том числе Красный форт, нам же пришлось снова покупать билеты. Турист будь бдителен и внимателен! На выходе продается множество сувениров, например, длинные кожаные кнуты. Вещь в хозяйстве полезная.

В Красном форте

В Красном форте В Красном форте

Санж предложил мне посетить национальный парк в Кеолодео. Мы поискали турфирму, которая смогла бы нас переправить в этот птичий заповедник. После небольшого торга нам предоставили машину и мы отправились в город Бхаратпур, штат Раджастан. Водитель довез нас до места под вечер, где долго несколько часов клянчил типсы у хозяина небольшого гостиничного комплекса за то, что именно он привез нас именно к нему. Мы сняли номер в просторном доме во дворе комплекса и сходили в парк на разведку. Шли по дороге около километра по автостраде. Индийские водители Тат приветливо махали нам иностранцам. Вдоль дороги росли деревья эвкалипта. Санж дал понюхать листья. Запах эвкалиптовых листьев ни с чем не спутаешь. Обратно поехали на велорикше. Санжу неудобно было напрягать старика сикха, но так он мог честно заработать.

В саду при гостинице был бассейн. Вечером там купалось толпа молодежи и детей. Один парень щедро зазывал нас купаться, но нас это не вдохновляло. Зато в душе я отлично отмок. В это время стояла неимоверно липкая жара.

10 мая был осмотр Кеолодео. Рано утром в парке было много бегунов и просто гуляющих из-за прохлады парка. На кассе нам дали бинокли, нанятый нами гид долго водил по тропам и местам, где можно было увидеть гнездовья птиц, по пути мы видели оленей, сухопутных и водяных, павлинов, кучу водоплавающих птиц, причем попадались редкие, и, конечно же, местная достопримечательность журавль крона. Крупный павлин на тропе распустил свой хвост, мы смотрели на него в бинокль. На природе среди кустов это выглядит непередаваемо красиво. Вообще в парке павлинов было очень много, они то и дело пробегали рядом, мы видели их и на деревьях и среди кустов, постоянно слышались их крики. Звуки не из приятных, ночью можно испугаться. Сезон был, правда, сухой, воды было немного и птиц соответственно тоже. По крайней мере, Санджи был немного разочарован. В конце маршрута мы увидели журавлей крона и были свидетелями драмы на болоте.

Журавли крана

Кто-то орал детским голосом. Оказалось это варан поймал большущую жабу буйвола и та громко вопила. Совершенно бесстрастный варан схватил жабу за лапу, переплыл болотце и исчез с добычей в кустах. Наверное, нес ее в гнездо, или боялся, что отберут. На фото хорошо видно огромную лапку жабы.

Варан с лягушкой буйволом в зубах

Потом мы посетили музей парка, осмотрели достопримечательности и узнали историю парка. Там были муляжи журавля крона, выполненные из кристаллов сваровски.

Вечерком мы направились в местный городок км за два от Кеолодео, это был сплошной базар недорого китайского ширпотреба. В городке сняли деньги на такси и за гостиницу, мне не хватало кэша. Автомат интересно реагировал на карточку. Он работал только после выдачи карточки, что для нас было непривычно. И мы долго не могли понять, как снять деньги, пока пожилой индус не показал нам как это сделать. Хозяин гостиницы помог с водителем, за 5000 рупий мы несколько часов ехали до Дели. Ехать на поезде было нереально, т.к. билеты надо было бронировать заранее. В Дели мы переночевали в отеле “Grand Plaza***” в известном районе Пахаргандж, ночью побродили по району. Везде шла бойкая торговля едой, фруктами, специями и сувенирами. Было невероятно грязно на улочках. Поразили до шока уличные туалеты, они были всего из двух стенок, открытые и ужасно, не передаваемо благоухали.

11 мая. Санж очень хотел увидеть сливоголовых попугайчиков, они водились только на территории Политеха, туда надо было ехать на метро. В метро отстояли большущую очередь за билетами, в очереди стояла небольшая группка девушек из России, они чирикали на русском. Потом мы ехали в битком набитом вагоне метро, после чего пешком шли до территории Института. Попугайчиков мы увидели и сфотали. Они как раз гнездились в щелях стен института. Иностранцами заинтересовался сам ректор учреждения, пришлось долго объяснять ему чего ради мы бродим по территории его института. Он благосклонно разрешил нам поснимать, узнав, откуда мы, но идеи не понял.

Попугайчики Политеха

Там же мы смогли видеть, как растет дерево манго. Оно напоминает дуб своими размерами и развесистостью и на нем сотни плодов манго. После политеха мы направились в большой старый парк, который был рядом. По пути попался молодой бродяга, абсолютно голый. В парке мы побродили по аллеям, но я кроме влюбленных парочек и обезьянок ничего интересного не увидел.

Вечером мы заказали еду в номер, я поел какой то хрени с майонезом и заработал Дели белли. Утром 12 мая я наглотался таблеток имодиума и мы на метро добрались до аэропорта, где прошли досмотр, затем сели в самолет и улетели домой.

зеленые голуби

В Индии и Непале мне понравились деревушки, там нет кладбищ, которые у нас порой больше самих деревень. Понравился напиток ласси, это простокваша и сок манго 50 на 50. Напиток несравненный! Меня потом спрашивали, ну и что из того, что ты сфотал Тадж Махал? В нете полно таких фоток. Что ответить? Снятый мной снимок, это не только мой снимок, но и мои ощущения на тот момент, мои чувства и мои воспоминания всего этого сейчас. Это ведь не передашь словами. Среди лайферов поездки хочу вспомнить зеленых голубей, вот только где я их видел, уже не помню. По-моему это было в Агре. Это очень необычные голуби.

В первый день пути на треке я видел мельком какую-то розовую птаху, необычайно красивую, но видел ее я один и что это за птаха сказать не могу.

Этот короткий дневник я написал спустя два года после поездки. Интересно зачем? Наверное из-за яркости впечатлений от природы Непала и творения рук человеческих Тадж Махала. Непал это навсегда. Кто был, тот меня поймет. Благослови господи эту страну!