Тест белая и черная пирамидки

Тест белая и черная пирамидки

Тест белая и черная пирамидки

#плохойкоуч — поржать и задуматься. Крутой проект по саморазвитию, который поднимает настроение и заряжает мотивацией.
Жми!  

В этой статье описывается знаменитый эксперимент с белой и черной пирамидками, наглядно показывающий механизмы манипулирования мнением людей.

Тест черная и белая пирамидки был одним из социально-психологических экспериментов научно-популярного фильма “Я и другие”, снятого 1971 года на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым.

Эксперименты показывали, как люди сами додумывают то, что не могут запомнить, и как они способны поддаваться мнению окружающих, даже доходя до абсолютно очевидного абсурда. Эксперименты разработаны и проведены Валерией Мухиной, кандидатом психологических наук.

Самый знаменитый эксперимент назывался «Обе белые».  На столе стоят две пирамидки: одна чёрная и другая белая. Человек, который проводит эксперимент просит троих детей утверждать, что обе пирамидки белого цвета. Четвертый ребенок присоединяется к остальным. И все трое и сам экспериментатор утверждают, что обе пирамидки белые. Большинство испытуемых детей, то есть тех, кто зашли четвертыми, соглашаются и повторяют, что обе пирамидки белые. Однако, когда ребенка просят взять чёрную пирамидку — он берёт чёрную, несмотря на то, что мгновение назад сам назвал обе пирамидки белыми.

Аналогичный эксперимент был проведен со взрослыми. Несмотря на явную абсурдность и на далеко не детский возраст, на образование и интеллект, испытуемые в большинстве своем называют чёрную пирамидку белой.

Также в серию экспериментов вошли следующие:

Нападение. Идет студенческая лекция. Лекция посвящена тому, что показаниям свидетелей не следует доверять, в связи с тем, что людям свойственно ошибаться. В аудиторию, где проводится лекция, внезапно врываются несколько человек, одни стреляют из автоматов в воздух, другие хватают и уводят лектора, затем все быстро покидают помещение. Это, конечно же, постановочная сцена. Вернувшийся невредимым лектор просит студентов описать, что только что произошло. Студенты дают самые различные и противоречивые показания: кто во что был одет из нападавших, кто чем вооружён, как нападавшие увели лектора и сколько нападавших было вообще.

Учёный или убийца. Психолог выбирает добровольцев из аудитории и приглашает их в отдельную комнату, затем вызывает по одному. Каждому демонстрируется один и тот же портрет пожилого человека, только одним психолог говорит, что это видный учёный, другим же представляет его как преступника. Затем испытуемые составляют психологический портрет этого человека. В зависимости от того, каким образом был представлен изображённый человек, испытуемые находят в чертах его лица положительные или отрицательные признаки, присущие учёным или преступникам.

Сладкая солёная каша. Каша в тарелке на три четверти посыпана сахаром, а один участок сильно пересолен. Детям по очереди дают попробовать кашу с одной и той же тарелки и спрашивают какая она на вкус. Первым трём достаётся сладкие части, и они искренне говорят, что каша сладкая. Четвёртому ребёнку, являющемуся испытуемым, достаётся пересоленный кусок. Несмотря на это, большинство из испытуемых заявляют, что каша всё равно сладкая. Но, в то же время, многие из них отказываются от ещё одной ложки такой «сладкой» каши.

Портреты. Группе студентов показывают пять разных портретов пожилых людей. Предлагается выяснить, есть ли среди представленных портретов разные фотографии одного и того же человека, и указать их. Однако все присутствующие, кроме одного (испытуемого), должны утверждать по условиям эксперимента, что две фотографии непохожих людей принадлежат одному человеку. Каждый пытается аргументировать свою позицию. Испытуемые часто, несмотря на то, что сначала определили портреты как непохожие, соглашаются с аргументацией большинства. Затем эксперимент усложняется — на этот раз люди утверждают, что фотографии пожилых женщины и мужчины принадлежат одному и тому же человеку. Но и в этом случае многие испытуемые соглашаются с большинством.

Тир. Эксперимент проводится среди школьников. Испытуемому предлагается сделать выстрел в тире. Если он выстрелит в левую мишень, то автомат кинет на стол рубль, который школьник сможет забрать себе, если же в правую мишень — то рубль упадёт в копилку и пойдёт на нужды класса. Светящимися точками отобразятся места, куда якобы попадали одноклассники, стрелявшие до этого. Испытуемый остаётся один перед мишенями, и после включения автомата загорается 16—17 точек на левой мишени и 2—3 на правой. Тем не менее 80 % учеников стреляют в правую мишень, отдавая рубль на нужды класса.

В 2010 году телеканал ТВ-3 был снят ремейк фильма “Я и другие” 1971 года. В фильме показаны почти те же самые эксперименты. Но, ситуации рассматриваются в новом варианте фильма более детально. Например, некоторые люди не соглашаются с мнением большинства не из-за того, что имеют собственное мнение, а просто из-за своего желания идти наперекор.

 © Алекс Байхоу

Еще по теме:

Ваша оценка публикации
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(11 голосов, 5 из 5)